Прививают ли честность поучительные истории и сказки?


Прививают ли честность поучительные истории и сказкиПсихологи выяснили, что дети редко обманывают, если прослушали историю, где хвалят честное поведение героя.

«Мораль сей басни…» — кто не знает этих запомнившихся с детских лет слов? Но всегда ли поучение работает? Побуждают ли сказки ребенка к нравственному поведению? И когда это происходит чаще: если героя наказывают за плохой поступок или хвалят за хороший? Канадские исследователи смогли доказать, что позитивные выводы производят впечатление на малышей, а предостережения, что последует наказание, помогают довольно редко.

«Только он успел соврать, как нос вырос сразу на два пальца…» — эта сцена из сказки «Пиноккио» должна внушать детям: ложь влечет опасные последствия. Считается, что такими нравоучениями рассказы и сказки прививают ребенку моральные и культурные ценности. В других же историях часто бывает показан положительный результат честности. Но какая из двух стратегий на самом деле воспитывает положительные качества?

Этим вопросом задались исследователи из Университета Торонто, возглавляемые профессором Кангом Ли (Kang Lee). Ученые провели эксперимент, в котором участвовало 268 детей в возрасте 3-7 лет. Психологи играли с каждым отдельным ребенком, который должен был угадать спрятанную игрушку по звуку. Во время игры ведущий делал вид, что ему надо что-то принести и на минутку выходил из комнаты, предупредив малыша: «Не подглядывать!» Но соблазн был для большинства игроков слишком велик, и они быстренько подсматривали.

Но вот игра закончена. Настал черед поучительных историй. Экспериментатор читал сказки, причем каждому ребенку отдельно. Для некоторых детей это была история, в которой лжецу пришлось пережить наказание, как в сказке «Пиноккио». Обман в них был связан с неприятными последствиями или даже со смертью. Другая часть участников слушала рассказы, в которых автор хвалил честность, а герой получал награду. Контрольная группа состояла из ребятишек, которым был прочитана нейтральная история, не имевшая ничего общего ни с ложью, ни честностью.

Дети послушали свои сказки, и исследователи каждого спросили: «Ты подглядывал, когда меня не было?» В ответах явно просматривалось влияние только что прочитанного им поучения. Те маленькие слушатели, кого знакомили с рассказами, где хвалили за честность, были самыми искренними и чаще всего признавались, что подсматривали без разрешения. Сказки с предостережением о последствиях лжи, цели не достигли. Среди прослушавших их было столько же детей, отрицавших свой проступок, как и в контрольной группе.

Этот результат исследователи смогли обосновать дополнительным экспериментом. Если наряду с поощрением честного героя они вводили под конец еще и наказание обманщику, то сокращалось благоприятное влияние морали и процент лгунишек увеличивался. «Наши результаты показывают, что для укрепления нравственного поведения лучше подчеркнуть положительный эффект честного поведения, чем предостерегать от негативных последствий лжи», — говорит в заключение Ли.

Как предполагают исследователи, этот принцип может применяться и к воспитанию других нравственных качеств. Полученные результаты уже повлияли на образовательные стратегии одного из экспериментаторов, Виктории Тальвар (Victoria Talwar) из Университета МакГилла, подтвердившей: «Положительные установки, видимо, работают — их я сейчас использую с моим ребенком».

Метки: , ,

10 комментариев к “Прививают ли честность поучительные истории и сказки?”

  1. adianon:

    Детская психология — основана на моделях и шаблонах, которые будут оказывать влияние всю жизнь, а стоит ли так стремится сделать честными детей, ведь реальность очень жестока и добро чаще всего проигрывает, зачем делать детей ущербными и отнимать преимущество перед другими только из-за своей наивности перед идеалами.

  2. сергей:

    Сомнительное предположение, что если детей учить только хорошему, то они не будут вредными, наглыми, грубыми и никогда не будут врать. Для этого, ко всему прочему, их нужно изолировать от других детей, ровесников и более старших. Ведь плохому они чаще всего учатся в учебных заведениях, начиная с детского сада и на улице.

  3. Энка:

    Думаю, в сказках, где могут поругать за нечто неблаговидное, дети по доброте душевной становятся на сторону героя: хоть бы никто его не отругал, то есть не догадался о проделке. Сырой эксперимент.

  4. Иногда сказка может научить ребёнка больше чем мать или отец,ведь если кумир дитя поступает честно и правильно то ребёнок будет следовать его поступкам,но чаше всего на ребёнка влияет его окружение если его друзья сделали что то плохое то он будет следовать ихним поступкам а изолировать его от общества будет не совсем правильно.

  5. nickolaj:

    Никакие сказки, басни и назидания с морализированиями не смогут привить честность, если окружающие ребенка люди не честно ведут себя сами. И вообще — нужна ли она людям? Нужна ли честность например шпионам и разведчикам?

    • Виктор Леонов:

      Вы неправильно сравниваете. Для шпиона вранье это работа и обучают этому искусству профессионально. В обычной жизни шпион не должен применять свое искусство, но это уже идет от воспитания в детстве, где положительные примеры играют гораздо большую роль, чем наказание за ложь. Ребенок должен понять, что честность больше ценится, чем умение виртуозно обмануть всех, ведь лгуны часто попадаются.

  6. Денис:

    Ну минусов от того что на ночь сказку поучительную прочитаете тоже нет, плюсы то точно есть. Во-первых читая сказки вы проводите время с ребёнком, во-вторых хоть что-то да хорошее и запомнит с сказок, в-третьих фантазия развивается.
    Мой дети обожают когда я им на ночь, перед сном, читаю сказки. Надеюсь это отложится у них в памяти и они запомнят эти моменты!

  7. Елена:

    Сказки и различные поучительные истории оказывают сильное влияние на маленького ребенка. Я часто рассказываю своей малышке истории и случаи из собственной жизни, как я маленькой поступала в той или иной ситуации. Дочку это сильно впечатляет, и она старается вести себя так же, подражать. Конечно, с возрастом влияние сказок сильно ослабевает, но пока детки малы, надо пользоваться моментом.

  8. Елена Петрова:

    Не считаю честность ущербной чертой характера, во взрослой жизни честность пригодится ребенку, в общении с близкими и родными людьми без нее никуда. А сказки помогут малышу понять, чем грозит обман, какое отношение людей будет к обманщику. Конечно, идеализировать честность не нужно, лучше объяснить ребенку, что в одних ситуациях правда единственный ответ, а в других лучше человеку промолчать.

  9. adianon:

    К ассортименту сказок вообще нужно осторожно подходить что-бы ребёнок рос социально адаптивным и мог лавировать в разных ситуациях, при этом должен иметь стержень морально этических принципов, которые в свою очередь сформируют нрав, но большая работа именно за ребёнком, родители не должны контролировать каждый шаг, он должен видеть связь своих поступков и последствий, когда родители ограждают от бед — хорошего от этого тоже мало, свои шишки гораздо ценнее чем чужие.

Ответить