Почему мы забываем события раннего детства


Почему наши воспоминания о раннем детстве так размыты или исчезают совсем? Произошедшее в возрасте до трех лет, могут вспомнить очень немногие взрослые. Американские исследователи обнаружили, что виновата в этом так называемая детская амнезия. Примерно в семь лет мы теряем большую часть ранних детских воспоминаний. Почему так происходит? Об этом психологи могли лишь догадываться.

Если спросить детей в возрасте до четырех лет о каких-то ярких событиях, случившихся с ними, то окажется, что они их помнят. Взрослые же обычно забывают пережитое в раннем детстве. Эксперты говорят в этом случае о «детской амнезии». Но когда она наступает?

На этот вопрос сумели ответить Патриция Бауэр и ее коллеги — научная группа Университета Эмори (Атланта). В эксперименте участвовало 83 ребенка. Впервые начинали опрашивать детей о крупных событиях их недавнего прошлого в трехлетнем возрасте. Делалось это в присутствии родителей, помогавших малышам выявить детали. Когда испытуемые достигали следующей возрастной ступени, их снова спрашивали об этих случаях. Продолжалось исследование, пока детям не исполнялось девять лет.

Как выяснилось, 63-72 % детей 5-7 лет могли вспомнить эти факты, а в 8-9 лет — лишь около 35 %. Следовательно, детская амнезия наступает приблизительно в семь лет. Этот возраст считается отправной точкой формирования автобиографической памяти, то есть основы личности человека.

Из рассказов детей до семи лет можно понять, что у них нет реального представления о пространственной и временной классификации случившегося. Они не возвращаются мысленно к воспоминанию, чтобы снова пережить произошедшее, как это делают взрослые. Их память хранит события иначе, проще, чем наша, Поэтому ее нельзя назвать еще настоящей автобиографической памятью.

Это, однако, не объясняет, почему дети до семи лет помнят какие-то моменты, а потом внезапно забывают. Бауэр и ее коллеги предположили, что важную роль тут играет скорость забывания. Исследования показывают, что большинство деталей события исчезают из памяти сразу же после произошедшего. Однако оставшееся воспоминание будет относительно стабильным и сохраняется до глубокой старости.

У детей же скорость забывания, особенно в начале, остается больше, их воспоминания впоследствии еще сокращаются. «Для младших детей забывание еще не замедляется, поэтому их воспоминания теряются быстрее. Старшие дети наоборот постепенно приобретают скорость забывания, как у взрослых, и поэтому многое сохраняют лучше», — полагают экспериментаторы.

В дальнейшем ученые собираются точнее исследовать воспоминания старших детей. «Мы хотели бы знать больше о том, как развивается память в возрасте от 9 до 18 лет», — поясняет Бауэр. По ее словам, автобиографическая память является фундаментальной частью человеческой личности и, следовательно, важным предметом исследования. «Тот, кто знает свое прошлое, знает, кто он сегодня «, — уточняет психолог.

Поделиться

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки: ,

9 комментариев к “Почему мы забываем события раннего детства”

  1. сергей:

    Думаю, вообще из людей мало кто помнит, что с ними было в детстве в указанном возрасте. Воспоминания могут быть либо частичными, либо обрывчатыми. Еще можно вспомнить, если возникнет какая-то аналогия с прошлым, с тем, что, было когда-то, либо что-то тебе напомнит события из детства. Рассказы, игрушки, какие-нибудь записи, видео, например.

    [Ответить]

  2. Елена:

    Самое первое мое воспоминание – в 2,5 года. Оно очень смутное, размытое, еле ощутимое. Но, тем не менее, вполне реальное. Помню как в тумане большую высоту, и я боюсь уронить вниз своего игрушечного волка. Мама говорит, что это мы были в гостях у бабушки всего лишь на втором этаже. Вот оно, детское восприятие, часто ошибочное и весьма далекое от истинной реальности. Но всегда такое важное и правдивое для самого ребенка.

    [Ответить]

  3. Инесса:

    Такая особенность нашей памяти. Забывать то, что нам уже не нужно и было давно. Лишь малая доля воспоминаний может удерживаться в ней. Это как носитель информации (флешка, диск). Для того чтобы записать новую информацию, старую надо удалить. Я помню лишь некоторые моменты с детства, но не ранее 5 лет. А мой сын 4,5 лет в мельчайших подробностях может рассказать о том, что было два года назад. Так уж мы устроены.

    [Ответить]

  4. Виктор Леонов:

    Человеческая память вообще сложная вещь и не поддается идеальному объяснению. Не только дети забывают все, происходившее с ними в детстве, но и взрослые не помнят абсолютно все, что было с ними даже взрослыми, ведь каждому приходилось отвечать на какой-то вопрос «не помню». Если принять во внимание слабую развитость мозга ребенка, то можно объяснить его «забывчивость» неспособностью много помнить.

    [Ответить]

  5. Жанетта:

    Американские исследователи свалили все в кучу. У Юнга есть более стройная теория: до возраста 4-8 лет ребенок не идентифицирует себя как личность. Он живет инстинктами, не задавая себе и родителям вопроса «кто я и почему?». Осознание Я (Личности, Эго) наступает под влиянием близкого окружения, которое постепенно прививает ребенку определенные моральные нормы, обязанности. Чем раньше он учится ответственности,тем более ранние годы детства помнит. Это вполне логичное объяснение. Я, например, помню себя с четырехлетнего возраста — момента, когда меня отдали в детский сад, а в садике от человечка уже требуют выполнения некоторых обязанностей — дисциплина, аккуратность, умение сосуществовать в коллективе и т.д. Отсюда у ребенка множество самых разных вопросов. Мы не забываем эти события, мы их просто не осознаем, потому что не умеем анализировать и соотносить со своим Я.

    [Ответить]

    Андрей Reply:

    По Юнгу с детскими воспоминаниями получается все просто, только вот со взрослыми воспоминаниями какая то нестыковочка выходит. Через лет пятнадцать двадцать вряд ли взрослый человек может блеснуть воспоминаниями о всех событиях в его жизни и будет ярко отмечать те которые были для него важными, а все остальное уйдёт в подкорку и будет проявляться как то вдруг неожиданно, также как и могут всплыть и небольшие отрывки из детских событий, что практически приравнивает их по времени и по объёму.

    [Ответить]

  6. Анна:

    Я ничего не помню из детских воспоминаний, бывает что-то мама расскажет и мне кажется, что я тоже помню. Мне очень жаль, что память так меня подвела, ведь мой папа умер когда мне было семь, и воспоминаний нашего счастья так мало сохранил мой мозг. А вот моя подруга помнит все, что было, ее первые воспоминания в возрасте трех лет, до мелочей рассказывает. Так что у одних амнезия, а у других нет.

    [Ответить]

  7. Лиза:

    Очень мало воспоминаний из раннего детства, только яркие отдельные картинки ярких событий и как не вспоминай ничего не возвращается. Недавно была в одном месте отдыха рядом с турбазой, ходила и чувствую что я здесь когда то была, как чувство дежавю, строения не помню, а место как была здесь. И только дома перебитая фотки нашла что турбаза построена на месте пионерского лагеря где я была после первого класса, значит ещё одна есть амнезия ) попозднее )) но организм видно не обманешь, чувствует он пространство и время

    [Ответить]

  8. Сергей:

    Интересно было бы узнать чтобы чувствовал человек если бы помнил все с самой первой своей минуты, даже не плохой сценарий для фильма можно на эту тему написать ) взрослый человек анализирующий первые годы своего развития ) Скорее всего природой специально заложено чтобы все первые воспоминания закладывались глубоко в книжных полках мозга так как все неопознанное для малыша это же один стресс наверное, куда ни глянет все новое и не понятное, звуки какие это,как раскаты грома, и кто то рядом ходит и смотрит с огромными конечностями, берет и завертывает с руками и ногами в пеленку, фактически обездвиживая, а потом еще рот затыкает совсем не тем чем надо ) а соской ) А сколько писка и плача было бы в записях на подкорке ) это же заменитель разговорной речи ) для привлечения к себе внимания ) тех которые возможно очень смутно понимают что на самом деле тебе нужно ) и вместо конкретного вопроса начинается качание и издевательство над вестибулярным аппаратом ) приводящее к защитной реакции ребенка, ко сну ) В общем забавная бы история получилась, и каждого ребенка индивидуальная )

    [Ответить]

Ответить